Что такое франшиза?

Этот вопрос уже освещён в огромном количестве статей и текстов, размещённых в сети Интернет. И непросто дать какую-то новую информацию на данную тему. Поэтому поставим своей задачей в этой статье раскрыть тему предельно простым языком, чтобы донести суть идеи каждому, даже совсем «зелёному» новичку в этом деле.

Что такое франшиза. Купить франшизуПредставим, что вы задумались об открытии собственного дела, и тянет вас в сферу общепита. Возможно, вы мечтаете об открытии собственного ресторанчика с домашней едой, а, возможно, вам безумно понравилась пицца, которую вы отведали во время поездки в Москву, и теперь хотели бы поесть её в своём городе, но «увы и ах...» такого в вашем городе нет. И тут идея: «Почему бы не открыть такую пиццерию в своём городе?», казалось бы, «ну что тут сложного: пиццу готовить и продавать?!». Начинаете изучать вопрос. И тут оказывается, что приготовить вкусную пиццу не так уж и просто, количество рецептов просто взрывает воображение, а если задуматься о том, чтобы поставить изготовление пиццы на поток, то вообще страшно становится. Нужно же рассчитать расход продуктов, продумать объёмы закупок, учесть текущие затраты. А когда вы начинаете читать все нормы и требования законодательства к точкам общепита, то желание открывать пиццерию гаснет со скоростью света. Но... такой потрясающей и бесподобной была эта пицца, что вы не сдаётесь и ищете другой выход из сложившейся ситуации.

Таким другим выходом и становится вариант купить франшизу. Давайте же поймём, что такое франшиза, и как она поможет нам осуществить мечту.

Начнём с определения франшизы или франчайзинга. Итак, франчайзинг — это форма построения бизнеса (в нашем случае открытия пиццерии), при которой один субъект (франчайзер — тот самый первооткрыватель пиццерии) передаёт другому субъекту (франчайзи — вам) права на использование своей бизнес-модели, включая использование бренда, на определённых договором условиях и на ограниченный срок.

То есть франчайзинг даёт нам возможность освободить себя от процесса выстраивания бизнес-модели и перейти сразу к этапу открытия собственного дела. Франчайзинг предполагает, что мы заключаем договор с компанией, чья идея бизнеса нам близка, и копируем её по уже отлаженным и проверенным бизнес-процессам, просто меняя локализацию. На нашем примере это будет выглядеть примерно так: вы обращаетесь в ту самую пиццерию, которая покорила ваше сердце, и изъявляете своё желание сотрудничать, а именно открыть такую же пиццерию в своём городе по франшизе.

Вы можете решить, что франшиза — это открытие филиала, но это совсем не так. Филиал — это структурное подразделение, которое открывает головная компания с помощью собственных ресурсов, полностью контролируя это структурное подразделение и неся на себе все риски его деятельности. В то время как, предоставляя возможность вам открыть своё дело по франшизе, головная компания — франчайзер, во-первых, становится вашим партнёром, передаёт многие рычаги управления бизнесом в ваши руки. Во-вторых, франчайзер не вкладывает свои ресурсы в открытие вашего дела. В-третьих, франчайзер не несёт риски успеха или неуспеха вашей деятельность. Хотя это не совсем правда, так как любой ваш неуспех скорее всего отрицательно отразится на деятельности головной компании. И, кстати, это является для вас гарантией того, что вы всегда можете рассчитывать на помощь франчайзера в ведении бизнеса, потому как никто не заинтересован в вашем успехе так, как в нём заинтересован франчайзер. Так как важно понимать, что всё то, что передаётся вам по франшизе, является результатом долгой непростой работы головной компании, которую они смогли превратить в успешный бизнес и теперь готовы этим делиться и им абсолютно не хочется, чтобы пришёл какой-нибудь «умник» и тем или иным образом навредил их «детищу».

Подведём промежуточные итоги. Франчайзинг — это такой способ ведения бизнеса, где вы на определённых условиях можете использовать уже существующую чужую бизнес-модель, не тратя свои ресурсы на процесс выстраивания бизнеса от идеи до реализации. При этом купить франшизу означает стать полноправным бизнесменом, а следовательно, вы отвечаете самостоятельно за ваш бизнес.

Мы с вами уже несколько раз упомянули определённые условия и сроки использования бизнес-модели. Вернёмся к моменту, когда мы обратились к нашей любимой пиццерии с желанием купить франшизу и открыть такую же в своём городе. Что же должно произойти в ответ на наше обращение? А в ответ на наше обращение начнутся переговоры. Вы должны быть готовы к достаточно пристрастному допросу о вашем опыте, способностях, желаниях и так далее. А также вам направят на ознакомление презентацию, финансовую модель или расчёты, другую сопроводительную документацию и шаблон договора, и не просто договора, а скорее всего договора коммерческой концессии или же договора о сотрудничестве. Вот как раз таки договор и будет определять все те условия, на которых вам будет передаваться бизнес-модель. Этот документ обычно составлен очень подробно и содержит в себе множество приложений, содержащих требования и стандарты к вашей работе. То есть та самая пиццерия в Москве начнёт вести с вами переговоры и знакомить вас с документацией. И чтобы вы в конце концов могли официально открывать такую же пиццерию в своём городе, вы рано или поздно должны будете заключить договор, регламентирующий все условия ваших взаимоотношений с главной пиццерией.

Подводим ещё одни промежуточные итоги. Франшиза не может существовать без договора. Невозможно купить франшизу без заключения договора. Чаще всего вы будете заключать договор коммерческой концессии, но вполне вероятно это может быть и договор о сотрудничестве, составленный по образу и подобию договора коммерческой концессии, но в отличие от него не требующий регистрации в Роспатенте.

Вернёмся к переговорам между вами и пиццерией. В ходе переговоров ваша задача состоит в том, чтобы полностью разобраться в принципах вашего сотрудничества, определить зоны вашей свободы в деятельности и, наоборот, зоны жёсткого следования стандартам и регламентам, полученным от франчайзера. Как правило, у франчайзера существует специальный отдел сопровождения партнёров (франчайзи). Скорее всего, именно со специалистами этого отдела вам и предстоит общаться. НЕ стесняйтесь задавать огромное количество вопросов, если не можете самостоятельно найти на них ответы в переданных вам документах. Прежде чем подписать договор и вложить свои денежные средства, вам нужно чётко и однозначно понять основные бизнес-процессы. Ведь открывая пиццерию или любое другое дело по франшизе, вы рассчитываете, что все те вопросы, которые так пугали вас на стадии раздумий об открытии собственного дела, уже пройдены головной компанией, и вам их уже не придётся решать. И это правильно, поэтому переходите в стадию активных переговоров и выясняйте все волнующие вас вопросы до момента заключения договора и вложения денег в новый бизнес. Также на момент переговоров головная компания может предложить вам заключить предварительный договор — это тоже вполне нормальная практика, так головная компания старается заставить вас более серьёзно и ответственно подойти к переговорам и также может взимать с вас небольшую оплату за консультации, которые вам будет давать отдел сопровождения. Такие консультации могут проходить в самых разных формах, вплоть до личных встреч.

Итак, очередные промежуточные итоги призваны направить ваш взгляд на переговоры и стараться максимально использовать их в своих целях, чтобы «на берегу» расставить все точки над «Ё».

А теперь давайте же ответим на вопрос, который наверняка уже не раз возникал у вас в голове по ходу чтения этой статьи: «Зачем это нужно головной компании, той самой Московской пиццерии?». Вопрос вполне логичный, ведь до настоящего момента мы с вами выяснили лишь то, что получите вы, используя франчайзинг. Теперь давайте разберём то, зачем же компании прибегают к использованию франчайзинга. Во-первых, для головной компании это региональная экспансия, или, проще говоря, территориальное расширение зоны деятельности. Такая политика приводит к росту узнаваемости бренда и тем самым его укреплению. Вторым аспектом является дополнительный источник дохода для головной компании, который она получает от франчайзи, то есть таких как вы предпринимателей, открывающих своё дело по её модели. Такой дополнительный доход обычно состоит из двух частей: паушальный взнос и роялти. Давайте разберёмся в этих понятиях по порядку.

Паушальный взнос — это единовременный взнос, который представляет собой плату за право использования бренда и передачу вам бизнес-модели. Чем известнее бренд, тем выше будет паушальный взнос. Если же неизвестный бренд запрашивает большой паушальный взнос, то стоит поинтересоваться, за что они установили такую цену.

Роялти — это систематические отчисления головной компании, которые могут быть в разной форме. Данный вид отчислений предназначен для оплаты работы отдела сопровождения, консультирующего вас на всём этапе ведения бизнеса по франшизе, а также является вкладом в централизованную маркетинговую политику и развитие бизнеса. Роялти может быть в виде процента от прибыли или фиксированной суммы, подлежащей уплате в определённый временной промежуток.

Мы можем ещё раз сделать вывод, что головная компания заинтересована в вашем благополучном состоянии, так как от него зависит и её доход.

Очередной промежуточный итог гласит: рассчитывая свои финансовые расходы, нужно учитывать финансовые взаимоотношения с головной компанией.

Подводя общий итог данной статьи, отметим, что разобравшись в терминах, основной идее и принципах франчайзинга, становится гораздо проще понять, насколько такой способ ведения бизнеса интересен вам как начинающему или уже опытному предпринимателю. В целом же бизнес по франшизе можно рассматривать как старт своего бизнеса с меньшими рисками и с поддержкой «опытного товарища», и это неплохой вариант, если вы являетесь начинающим предпринимателем. Для опытных же предпринимателей купить франшизу — это более лёгкий способ дополнить уже существующий бизнес чем-то новым или же выйти в новую сферу предпринимательской деятельности с минимальными затратами ресурсов на воплощение идеи в бизнес.


Е. В. Кузьмина