Проблемы в работе по франшизе

(франшиза: купить бизнес или проблемы?)

Любая модель ведения бизнеса имеет свои плюсы и минусы. Предпринимательская деятельность чаще всего связана с такими проблемами, как предпринимательские риски, нестабильная экономическая ситуация в стране, не всегда честная конкурентная борьба, высокие налоги, высокие ставки по кредитам, всевозможные проверки, сложности законодательства, и чем меньше опыта у предпринимателя, тем больше сложностей может возникнуть. Открывая собственный бизнес, предприниматель сталкивается также с большим количеством вопросов, связанных с организацией бизнес-процессов.

Франшиза: купить бизнес или проблемы?Одним из способов открытия собственного дела, который помогает минимизировать риски, является франшиза. Такая модель ведения бизнеса как франшиза позволяет купить бизнес с уже готовыми и отлаженными бизнес-процессами, что помимо снижения рисков даёт и ответы на многие организационные вопросы.

Если для вас понятие франшиза ещё совсем незнакомо, то рекомендую вам ознакомиться сначала со статьёй «Что такое франшиза». Статья написана доступным и понятным языком и позволяет быстро войти в курс дела.

Франшиза даёт возможность купить бизнес, который уже проверен на практике, бизнес, который уже имеет репутацию и имя на рынке.

Но каким бы привлекательным ни был вариант купить бизнес по франшизе, всегда есть потенциальные проблемы, о которых нужно знать. При этом проблемы существуют для обеих сторон: и для франчайзера — стороны, продающей модель бизнеса, и для франчайзи — стороны, покупающей эту модель.

Начнём со стороны покупателя бизнеса — франчайзи, ведь говорят: «Покупатель всегда прав». О чём же нужно знать, когда выбираешь франшизу как способ купить бизнес, и на какие нюансы следует обратить внимание, чтобы не купить вместо бизнеса «головную боль».

Рассмотрим примерный список основных особенностей, с которыми вам доведётся столкнуться, открывая бизнес по франшизе. Незнание этих особенностей может привести к проблемам при ведении бизнеса.

Потенциальные риски и особенности бизнеса по франшизе для франчайзи:

  • обязательное соблюдение всех правил и требований, которые предъявит франчайзер;
  • зависимость от действий и ошибок каждого участника сети;
  • наличие дополнительных расходов в виде:
    а) роялти — обязательные ежемесячные платежи франчайзеру;
    б) отчислений в общий («федеральный») рекламный бюджет;
    в) возможных платежей за продление договора коммерческой концессии (договора о сотрудничестве);
  • возможность непродления договора коммерческой концессии (договора о сотрудничестве).

Подробнее рассмотрим каждую из них, чтобы понять, что же скрывается за этими словами, и как вести себя, чтобы не столкнуться с проблемами.

Обязательное соблюдение всех правил и требований, которые предъявит франчайзер. Франшиза как способ купить бизнес предполагает обязательное заключение договора коммерческой концессии (договора о сотрудничестве). Договор коммерческой концессии содержит условия сотрудничества и ведения бизнеса, обязательные к исполнению, а также санкции за их нарушение. Такой подход создан для того, чтобы ограничить в какой-то мере свободу предпринимателя, работающего по франшизе, и не дать ему допустить ошибки, которые могут нанести ущерб всей сети. Такой подход оправдан со стороны владельца сети, который дорожит заработанной репутацией. При этом предприниматель, покупающий бизнес по франшизе, должен понимать, что свобода принятия решений в бизнесе может быть ограничена требованиями и регламентами франчайзера. Забывать об этом никогда нельзя, иначе рискуешь получить штрафные санкции или даже лишиться возможности продолжать сотрудничество.

Зависимость от действий и ошибок каждого участника сети. Франшиза как способ купить бизнес на практике выглядит как присоединение к группе компаний, работающих под одним именем и по общим принципам, но под разным руководством каждой из них. Работая в такой системе, нужно понимать, что ваша деятельность и её успех зависят не только от вас. Заработать лояльность клиентов и хорошую репутацию бренда — дело очень непростое, особенно в условиях роста требовательности клиентов и конкуренции во многих отраслях деятельности. Как бы тщательно франчайзер ни отбирал партнёров (франчайзи), всегда присутствует риск того, что случится ситуация, при которой один из них может одним неосторожным действием нанести удар по всей сети. Так, например, все мы не раз читали новости об отравлениях в ресторанах быстрого питания McDonald’s, но разве кто-то будет разбираться в том, чья вина и в каком именно ресторане и почему это произошло? Конечно же, нет! Все мгновенно заговорят, что опасно питаться в ресторанах McDonald’s. То же самое может произойти с любой сетью.

Наличие дополнительных расходов. Ещё одной особенностью бизнеса по франшизе является наличие дополнительных расходов, связанных с участием в сети. Франшиза практически всегда предполагает ежемесячные отчисления — роялти, которые могут взиматься в разной форме. Поэтому, планируя ежемесячные финансы, предприниматель должен учитывать эту статью расходов.

Ещё одной статьёй расходов может стать участие в рекламной кампании сети. То есть это не реклама вашего конкретного бизнеса, а реклама бренда, реклама сети в общем. Это, с одной стороны, конечно, дополнительные расходы, но, с другой стороны, такой рекламный бюджет чаще всего расходуется на масштабные рекламные мероприятия, такие как ТВ- или радио- реклама. Такие способы рекламы обычно являются дорогостоящими и поэтому становятся недоступны малому и среднему бизнесу. Общий рекламный бюджет сети позволяет аккумулировать финансовые ресурсы и направлять их на оплату дорогостоящей рекламы.

Дополнительной статьёй расходов при работе по франшизе может также стать оплата за продление договора коммерческой концессии (договора о сотрудничестве). Далеко не каждая сеть устанавливает такие условия при продлении договора, но вы должны иметь это в виду и внимательно изучать договор, чтобы сразу выявить подобное условие.

Возможность непродления договора коммерческой концессии (договора о сотрудничестве). Данный риск является, наверное, одним из самых неприятных в данной модели ведения бизнеса. Заключая договор коммерческой концессии (договор о сотрудничестве), франчайзи получает возможность ведения бизнеса на определённый договором срок. По истечении этого срока предстоит процедура перезаключения договора. Так вот в этот момент появляется риск, при котором франчайзер может не захотеть перезаключать договор. На это могут быть самые разные причины. Например, франчайзер был недоволен результатами сотрудничества, что будет, конечно, печально для франчайзи, но хотя бы обоснованно. Для сравнения приведём другой пример. Франчайзи был вполне успешным предпринимателем, дело процветало, клиенты шли стройными рядами, и всё это франчайзер понимал и решил: «Какое «хлебное местечко»! Зачем мне отдавать его на сторону и получать лишь роялти? Я же могу сам открыть там филиал и получать всю прибыль». И тогда договор просто не перезаключается, и вместо франчайзи бизнес будет вести сам франчайзер. Так поступать будет скорее всего непорядочный владелец сети, но этот риск нужно осознавать. Кстати, есть и наполовину порядочные владельцы сети, которые в такой ситуации могут предложить франчайзи стать управляющим в филиале или предложить подобную должность, что тоже может стать неплохим вариантом развития событий.

Существует похожий риск и для франчайзера, при котором он может попасть в аналогичную ситуацию, но об этом чуть позже.

Список рисков для покупателя франшизы может меняться в зависимости от сферы деятельности, но данные риски и проблемы будут присутствовать всегда. Поэтому нужно осознанно подходить к решению купить франшизу и обращать пристальное внимание на все нюансы. Эти знания помогут уже на этапах переговоров с продавцами франшизы. Не нужно бояться предлагать вносить изменения в условия сотрудничества, их возможно и не примут, но франчайзер будет понимать, что ведёт переговоры с человеком, понимающим принципы франшизы, и соблазнов воспользоваться той или иной уловкой у него будет меньше.

Как мы уже не раз упомянули в тексте, франшиза — это двустороннее сотрудничество, и мы пока определили риски и проблемы только для одной стороны — покупателя франшизы. НО не стоит думать, что продавец франшизы или владелец сети — это такой хитрец, которому ничего не грозит и который не несёт никаких рисков, осуществляя свою деятельность таким способом, как продажа франшизы собственного бизнеса. Для владельца бизнеса франшиза является одним из путей развития бизнеса, когда он предлагает предпринимателям присоединиться к его бизнесу. Свой бизнес он выстраивал так же как и любой другой бизнесмен, «пройдя все круги ада». Теперь же, выстроив успешную бизнес-модель, он готов делиться ею с другими предпринимателями за определённую плату. Делится он ей, конечно, по определённым правилам, которые и прописал в договоре и многочисленных регламентах. Как и любой бизнес, бизнес по франшизе, развиваясь, всегда будет подвержен рискам, даже если создана успешная бизнес-модель. Риски франчайзера в чём-то будут пересекаться с рисками и проблемами франчайзи, но не всецело.

Вот основные риски и проблемы для франчайзера, которые кажется правильным выделить:

  • несоблюдение франчайзи правил и требований, которые предъявит франчайзер;
  • ущерб бренду от действий и ошибок каждого участника сети;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • копирование бизнеса и открытие аналогичного, но под другим именем.

Подробнее рассмотрим каждый пункт, чтобы понять, что же скрывается за ним, и как вести себя.

Несоблюдение франчайзи правил и требований, которые предъявит франчайзер. Одной из главных сложностей для франчайзера при развитии своего бизнеса по франшизе является контроль за соблюдением франчайзи правил и требований к ведению бизнеса. Каждый из франчайзи норовит привнести что-то своё, полагая, что лучше знает, как построить успешный бизнес. Такая инициатива, возможно, и неплохая вещь, но всё же она может привести к постепенному разрушению стандартов, а в итоге и всей модели. Уследить за одним-двумя партнёрами кажется не сложным, но когда их десятки, то это уже совсем другое дело, которое требует уже серьёзного подхода. Именно поэтому в договорах устанавливаются санкции за нарушение стандартов, потому как этот метод первым приходит в голову владельца бизнеса как давно известный и понятный каждому механизм воздействия.

Ущерб бренду от действий и ошибок каждого участника сети. Смысл этой угрозы уже был изложен выше и он аналогичен для обеих сторон. От неграмотных или некорректных действий любого из участников сети страдает вся сеть. А, как следствие, владелец сети несёт убытки.

Разглашение коммерческой тайны. Этот риск актуален для тех моделей бизнеса, которые содержат коммерческую тайну, позволяющую им выигрывать у конкурентов за счёт уникальности товаров, работ или услуг, или особых условий работы с поставщиками и подрядчиками, или же каких-то других нюансов работы, обладающих особой ценностью, разглашение которых может привести к самым непредсказуемым результатам. Стараясь защитить себя от этих рисков, франчайзер будет предлагать подписать серьёзные документы об ответственности за разглашение коммерческой тайны или же вовсе будет стараться выстраивать модель бизнеса таким образом, чтобы не открыть доступ к коммерческой тайне для своих партнёров.

Копирование бизнеса и открытие аналогичного, но под другим именем. Это, наверное, один из самых неприятных рисков, которые существуют в данном варианте ведения бизнеса. Поработав под известным именем и набравшись опыта, франчайзи может прийти к решению открыть бизнес под своим именем. На такую мысль его может натолкнуть недостаточная свобода в ведении и развитии бизнеса, или же нежелание платить ежемесячные платежи — роялти франчайзеру, а может и вовсе личные взаимоотношения. Таких причин может быть много, но результат один — партнёр с наработанной клиентской базой, достаточным опытом ведения бизнеса, приобретённым за счёт франшизы, со знанием всех тонкостей бизнес-процессов уходит из сети и продолжает успешно работать, но уже под своим именем. Наверное, этого риска избежать невозможно, но нивелировать его всё-таки представляется возможным, если франчайзер будет предоставлять удобные и привлекательные условия ведения бизнеса и стараться вникать в проблемы своих партнёров и решать их. Если атмосфера сотрудничества будет располагать к плодотворной работе, у франчайзи не будет появляться мыслей об уходе из сети и сотрудничество будет только крепнуть с годами.

Любая предпринимательская деятельность всегда сопровождается рисками, но зная их и понимая, можно успешно развиваться. Чего я вам и желаю!


Е. В. Кузьмина