«Франшиза детских клубов»: краткий обзор и рекомендации.

Предложения по открытию детских клубов по франшизе становятся всё более популярными на рынке франшиз. За последние годы количество таких предложений выросло, что обусловлено ростом рынка детских услуг. Объективными стимулами к росту числа детских клубов являются желание родителей дать своим детям всё самое лучшее и снижение степени доверия к качеству государственных образовательных услуг, будь то дошкольные учреждения или школы. Детские клубы, которые смогли успешно выстроить свою деятельности и завоевали любовь и доверие своих клиентов, переходят к следующему шагу развития — тиражированию бизнеса путём развития сети франшизных клубов. Такие клубы выводят на рынок предложение о сотрудничестве с предпринимателями, которые желают начать свою деятельности в сфере детских услуг с минимальными затратами ресурсов на создание собственной бизнес-модели. Как показывает статистика, эта сфера привлекает больше женскую часть предпринимателей. Возможно, это вызвано тем, что этот вид деятельности связан с детьми, их развитием и воспитанием, поэтому эта сфера близка и понятна женщинам немного больше, чем мужчинам.

Чтобы ознакомиться со всеми предложениями, вы можете зайти на специализированные площадки по продаже франшиз в Интернете и выбрать в классификаторах «детские центры». Перечислять все существующие предложения нет никакого смысла, так как они постоянно меняются, а вот указать вам, на что обращать внимание, делая выбор, видится довольно полезным.

Сталкиваясь с достаточно большим количеством различных предложений по открытию детских клубов по франшизе, нужно для начала определить, в чём их отличительные особенности, требующие внимания при анализе. Начнём с того, что условно все существующие предложения можно разделить на две группы:

  1. Детские клубы широкого профиля.
  2. Узкоспециализированные клубы.

Детские клубы широкого профиля — это, так называемые, центры детского развития, которые представляют собой симбиоз разнообразных детских развивающих программ, таких как, например, развитие моторики, чтение, рисование, танцы, иностранные языки и прочие занятия, направленные на всестороннее развитие детей. Также такие центры одновременно оказывают услуги частных детских садов и групп неполного дня. То есть они стараются максимально удовлетворить все потребности родителей и их детей с помощью расширения спектра оказываемых услуг. Одними из самых известных и развитых сетей в данном сегменте являются:

  1. «Точка Роста»;
  2. Сеть развивающих центров «Сёма»;
  3. Франшиза клуба раннего развития «Бэби-клуб».

Параметры сравнения «Точка Роста» «Сёма» «Бэби-клуб»
Год основания 2007 2002 2000
Год запуска франшизы 2009 2008 2009
Количество франшизных предприятий Более 35 Более 300 Более 200
Инвестиции на открытие От 1 500 000 руб. От 600 000 руб. От 3 500 000 руб.
Паушальный взнос 360 000 руб. 200 000-300 000 руб. От 790 000 руб.
Роялти От 6 000 руб. От 5 000 руб. От 15 000 руб.
Срок окупаемости От 20 месяцев От 6 месяцев От 24 месяцев

Узкоспециализированные клубы — это детские центры, которые оказывают одну услуг. Например, школы танцев, футбольные клубы, языковые школы, клубы робототехники и так далее. То есть деятельность этих центров сосредоточена вокруг одной выбранной сферы детского развития. Примерами таких клубов являются:

  1. Школа «Русский Балет»;
  2. Сеть детских языковых центров «Полиглотики»;
  3. Сеть детских кружков по робототехнике Центр знаний «Интеллектор».

Параметры сравнения Школа «Русский балет» Детский языковой центр
«Полиглотики»
Центр знаний
«Интеллектор»
Год основания 2013 2006 2015
Год запуска франшизы 2015 2012 2017
Количество франшизных предприятий Более 50 Более 50 0
Инвестиции на открытие От 60 000 руб. От 500 000 руб. От 480 000
Паушальный взнос 110 000 - 280 000 руб. От 340 000 руб. 0,00 руб.
Роялти 5% с оборота, но не менее 10 000 руб. 12 000 руб., летом 6 000 руб. 15 000 руб.
Срок окупаемости От 2 месяцев От 6 месяцев От 10 месяцев

Проведя обзор франшизных предложений, вы в общих чертах поймете, что же из себя представляет подобное сотрудничество. Но сведений, которые обычно представлены на сайтах по продаже франшиз, недостаточно и нужно в обязательном порядке запрашивать более подробную информацию о франшизном предложении у владельца франшизы — франчайзера — основателя бизнес-модели. Такая дополнительная информация даст вам понимание того, за что вы будете платить, приобретая франшизу.

Запрашивая информацию о деятельности детского центра широкого профиля, необходимо выяснить:

  • передаются ли все методики для проведения занятий партнёрам;
  • являются ли методики авторскими разработками клуба, что придаёт им ценность, или же используется стандартная учебная литература;
  • каким образом происходит подготовка персонала;
  • предоставляется ли руководство по открытию и оснащению центра.

Желательно запросить руководство, чтобы понять, насколько детальную информацию для открытия бизнеса вам предоставят. Открытие центра широкого профиля предполагает наличие множества различных бизнес-процессов, поэтому важно понимать, что вам будет предоставлена подробная информация по каждому из них, и вам не придётся тратить собственные резервы на выстраивание принципов работы клуба. Как правило, у франчайзера есть набор подобных руководств, рекомендаций, стандартов и регламентов, они могут называться таким термином как «брендбук» или же как-то иначе. До заключения договора о сотрудничестве вам, скорее всего, предоставят неполную их версию, ссылаясь на коммерческую тайну. Но тем не менее старайтесь получить максимум из возможного.

Франшиза детских клубовЧто же касается открытия узкоспециализированного центра, то вопросы к франчайзеру будут примерно такие же. Но в данном случае вам нужно разобраться со спецификой одной конкретной услуги, что потребует, скорее всего, меньше времени. Но, несмотря на это, сохраняйте стремление получить максимум детальной информации о бизнес-модели. Такой подход поможет вам с наибольшей вероятностью сделать правильный выбор среди большого количества интересных предложений.

Делая выбор в сторону клуба широкого профиля или узкоспециализированного клуба, нужно в первую очередь сделать анализ рынка детских услуг, существующего в вашей территориальной зоне. Проведите тщательный анализ услуг, которые на данный момент предлагают ваши потенциальные конкуренты, каких клубов много, а каких не хватает. Такие направления, как танцы, иностранные языки, спортивные секции достаточно широко распространены, поэтому не бойтесь обращать своё внимание на что-то новое, например, на такие направления как, детская робототехника, программирование или моделирование. Такие предложения могут показаться на первый взгляд отпугивающими лишь из-за своей новизны, которая создаёт иллюзию сложности. Но если вы имеете дело с профессионалами своего дела, то никаких сложностей не возникнет, даже если вам до этого момента о роботах было известно ровным счётом ничего, кроме имён персонажей из кинофильмов.

Следующим важным аспектом является то, что открытие клуба широкого профиля будет более затратным, так как для этого потребуются большие площади для размещения клуба, большие затраты на его оснащение, вам потребуется большее количество персонала и так далее. Узкоспециализированный клуб будет требовать меньших финансовых вложений и других ресурсов.

Инвестиции в открытие центра могут быть установлены франчайзерами самые разные. Сумма может варьироваться от 60 000 до 3 500 000 рублей. Зависеть этот показатель может от множества нюансов, начиная с формата центра, площади помещения и региона открытия. Иногда компании отдельно продают лишь инструкции по открытию бизнеса – для тех, кто хочет действовать самостоятельно под собственным брендом. Например, такой пакет стоимостью 150 тыс. рублей продаёт центр развития детей «Точка Роста».

Рассчитывая финансовые ресурсы, необходимые для открытия центра, обращайте внимание не только на очевидные предстоящие расходы. Важно учитывать размер паушального взноса и роялти. Эти платежи могут значительно отличаться в различных франшизных предложениях. Так, паушальный взнос — это единовременный платёж за присоединение к сети, растёт вместе с узнаваемостью бренда. Чаще всего чем известнее бренд и крупнее уже существующая сеть франшизных предприятий, тем выше сумма паушального взноса. Если же вы изучаете предложение нового на рынке бренда, то и размер паушального взноса будет небольшим, а порой может и вовсе отсутствовать, что является вполне логичной политикой. Тем самым предприятие привлекает к сотрудничеству новых партнёров, говоря им, что присоединение к сети на данный момент бесплатно, потому что они объективно понимают, что пока бренд новый, и у них нет выстроенной сети, запрашивать паушальный взнос — неоправданный шаг. Плюсом таких предложений, помимо отсутствия паушального взноса, является и то, что такие предприятия очень заинтересованы в выстраивании сети франшизных предприятий, а значит, будут всячески поддерживать вас, и порой их заинтересованность в вашем успехе может даже смущать, но это абсолютно логичная модель поведения предприятия, начинающего тиражировать свой бизнес.

Что же касается роялти, то их отсутствие должно вас насторожить. Если во франшизном предложении присутствует паушальный взнос, а роялти отсутствует, то возникает вопрос «в чём интерес франчайзера?». То есть предприятие-франчайзер получит паушальный взнос, в дальнейшем не будет иметь никакого финансового интереса в деятельности вашего центра, а значит и возможен риск того, что оно просто не будет осуществлять поддержку и сопровождение вашего клуба, что приведёт к неблагополучному исходу. Поэтому если во франшизном предложении отсутствуют роялти, задавайте вопросы франчайзеру. В сфере детских клубов роялти чаще всего взимаются в виде фиксированной суммы.

Обязательно уделяйте пристальное внимание анализу договора о сотрудничестве, он ещё может называться договором коммерческой концессии. Договор будет содержать в себе все существенные условия сотрудничества с владельцем франшизы. Следует сразу обратить внимание, какие условия действуют на пролонгацию договора, чтобы избежать сюрпризов в дальнейшем. Например, сеть «Бэби-клуб» за продление договора берёт 20% от актуальной стоимости франшизы, а владельцы центров «Крошка Ру» взимают 50% паушального взноса.

Выбирая сферу детских услуг для открытия бизнеса по франшизе, вы найдёте достаточно большое количество интересных предложений на рынке. Проводите анализ предложений, опираясь на рекомендации, которые приведены в данной статье, и сделать выбор будет гораздо проще.


Е. В. Кузьмина